Облагаются ли часть маршрута дом-работа/работа-дом на служебном автомобиле НДФЛ и взносами?

Здравствуйте! вопрос следующий - сотрудник использует служебный автомобиль для проезда от дома до работы, от работы до мест решения служебных вопросов и от работы до дома.
В путевом отражены показания спидометра по всем пунктам - дом-работа-дом. Облагаются ли расходы на бензин и амортизация авто от дома до работы и от работы до дома НДФЛ и взносами? и какими нормами законодательства это регулируется?
И вторая ситуация похожая на первую, только сотрудник ставит машину на стоянку возле своего дома, вопрос такой же - облагаются ли расходы на безин и амортизацию налогами и взносами?

2015-12-15 09:37:50
Юля Попова
(31 ответ)

Здравствуйте!
Поездки на переговоры, встречи в данном случае являются служебными поездками.
В части поездок с работы, на работу вопрос представляется более спорным. Эти поездки к служебным вряд ли возможно.
В трудовом договоре с работником можно было предусмотреть, что кроме выплаты ему заработной платы, работодатель возмещает ему затраты на проезд к месту работы и обратно по фактическим затратам на приобретение ГСМ, амортизацию. В этом случае указанные суммы можно отнести на расходы по оплате труда. При этом с указанных сумм нужно удержать НДФЛ, а также начислить страховые взносы.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Перечень расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, которые могут быть учтены в налоговом учете, является открытым (п. 25 ст. 255 НК РФ)
На основании п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут быть учтены расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Учитывая вышесказанное, организация имеет основания для включения стоимости ГСМ, израсходованных при поездках работника к месту работы и обратно, в состав расходов на оплату труда, поскольку использование служебного автотранспорта обусловлено в том числе и созданием дополнительных преимуществ для привлечения работников. Соответствующие затраты следует рассматривать в качестве отвечающих требованию направленности на получение дохода.
При этом следует учитывать, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Однако не исключено, что обоснованность такого подхода придется отстаивать в суде, так как если имеется возможность добраться до места работы на общественном транспорте, существует вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов относительно необоснованности (экономической нецелесообразности) таких расходов.